Фотоистория

Развитие цифровой фотографии происходит достаточно  бурно – в попытке обогнать конкурентов производители постоянно удивляют нас новейшими техническими разработками, наперебой предлагая все более и более модели фотоаппаратов.

В 1969 году  сотрудниками Bell Laboratories – Уиллардом  Бойлом   и Джорджем Смитом - была сформулирована идея устройства с положительной зарядовой связью (ПЗС) и способ использования этого устройства для получения электронных изображений, а также способ  хранения данных. Год спустя исследователи Bell Labs создали прототип электронной видеокамеры на основе технологии ПЗС. А еще через три года благодаря компании Fairchild   ПЗС-матрицы стали выпускать в промышленных масштабах. Правда на тот момент они позволяли создавать только черно-белое изображение и имели разрешение 100х100 пикселов, но это ведь только начало! Спустя еще всего год  ПЗС-матрицу опробовали на практике -  с помощью 8-дюймового телескопа и матрицы удалось создать первую астрономическую электронную фотографию. ПЗС-матрицы и в наше время широко используются при создании цифровой техники.

В 1975 году Стив Сассон,  инженер компании Kodak, создал первую камеру с применением  ПЗС-технологии - Fairchild MV-101. Чудо техники имело вес около трех килограммов, размеры снимков составляли 100x100 пикселей, а в роли носителя информации выступала магнитная кассета. Скорость записи составляла один кадр в 23 секунды. Данные с камеры на специальный миникомпьютер DEC PDP-8/ можно было переносить с помощью параллельного интерфейса, которым была оснащена новинка. Эту камеру можно было считать первой полностью цифровой моделью.

Несмотря на эти технические изыскания, начало истории цифровых фотоаппаратов принято вести от  1981 года – именно тогда компания Sony представила миру камеру MAVICA. Камера была оснащена матрицей CCD размером 570х490 пикселей, а в роли носителя информации выступал гибкий магнитный диск,  на который максимально помещалось около 50 снимков. Диск выглядел как современная компьютерная дискета, только размером меньше -  2 дюйма вместо 3.5. Посмотреть снимки  можно было на экране телевизора.  На самом деле, первое устройство нельзя было однозначно отнести к фотоаппаратам, и название MAVICA было придумано не случайно. Это сокращенное название от Magnetic Video Camera  - магнитная видеокамера. Так вот, это скорее была не фото, а видеокамера с интересным принципом работы.  Она записывала кадры в аналоговом формате видеосигнала NTSC. Но в отличие от телекамер,  запись осуществлялась не потоком из 60 кадров в секунду – вместо этого MAVICA выдавала отдельные кадры - статические картинки или попросту фотографии. А вместе с фотографиями можно  было записывать  звуковые комментарии. Несмотря на то, что именно от этой камеры принято вести начало развития цифровых фотоаппаратов, фактически MAVICA была не цифровой камерой, а статической видеокамерой (Still video camera), которая являлась продолжением серии  телевизионных камер Sony на основе ПЗС-матриц, правда при этом камера была  ориентирована еще и на фотографию.

В некотором смысле  MAVICA явилась своего рода сенсационной технической разработкой. Судите сами - на смену  большим ЭЛТ - телекамерам пришло компактное устройство на основе твердотельной  ПЗС-матрицы. А фотография стала полностью электронной.  Эта камера продемонстрировала не столько принципиальную возможность создания компактного, полностью электронного фотоаппарата, сколько его практическую ценность.  Первыми, кто оценил техническую находку, были журналисты.  У них появилась возможность выдавать фотографии на полосу газеты или в телеэфир. Таким образом, от демонстрации технической возможности создания устройств люди стали потихоньку переходить  к их использованию. Правда, на этот момент истории такие чудеса технического прогресса   еще не были так широко распространены, как сейчас.

После появления этой камеры электронные и фотографические компании серьезно занялись производством электронных видео и фотокамер (правда, не цифровых, а аналоговых). Тем не менее, в 80-е годы ХХ века они  все еще были довольно редки и стоили достаточно дорого, позволить себе такую камеру мог далеко не каждый.  Разрешение технических новинок этого времени составляло от 300 до 600 тысяч пикселей, а запись в формате видеосигнала осуществлялась на магнитные диски. В 1988 году компания Fuji представила миру модель  Fuji DS-1P с возможностью сохранения данных в цифровом виде  на флэш - карточку. Хотя сама картинка все еще оставалась в аналоговом видеоформате.

Цифровая техника постоянно развивается и совершенствуется. Первые модели  цифровых  фотоаппаратов заметно уступали своим пленочным  35-миллиметровым фотоаппаратам по многим техническим характеристикам, таким как широта цветового охвата, разрешающая способность, чистота снимков и количество шумов, скорость работы и т. д. Всего за несколько лет цифровые фотоаппараты существенно опередили пленочные по ряду технических параметров. Например, они позволяли посмотреть отснятый кадр сразу же после съемки, если снимок не понравился, его можно было  тут же стереть и переснимать до тех пор, пока фотограф не оставался доволен результатом. Так все больше и больше людей из соображений удобства выбирают цифру вместо пленки.

В 1990 году компания  Logitech выпускает уже полностью цифровую, коммерческую камеру - DYCAM MODEL 1.  Камера с разрешением 376x240 пикселей делала черно-белые фотоснимки, обладала одним мегабайтом встроенной памяти, на котором помещалось 32 снимка. В камере имелась вся электроника для оцифровки сигнала с ПЗС, появилась возможность  сжимать и сохранять фотографии в формате TIFF, камера была оснащена встроенной вспышкой и возможностью подключения к компьютеру. Правда у камеры был очень неприятный недостаток - Dycam   Model 1 питалась от пары "пальчиковых" батареек, а когда они садились, все отснятые кадры пропадали. Правда фотоаппараты, последовавшие за Dycam   Model 1,  уже не имели подобного недостатка, и позволяли хранить фотоснимки в камере даже при отсутствии элементов питания.

В середине 90-х годов появляются первые фотоаппараты, которые могли похвастаться разрешением 640х480, например, модель  Kodak DC40.   Sony и вовсе удивила всех  - ее SEPS-1000 имела разрешение 1,3 миллиона пикселей, что для того времени было очень и очень прилично.  Одна за другой цифровые фотоаппараты стали выпускать фирмы Canon,  Olympus, Sony и Nikon. Камеры приобретают более – менее современный вид и стремительно завоевывают массовый рынок. Это время можно назвать периодом борьбы аналоговой  и цифровой фотографии, в результате которой компании, некогда являвшиеся лидерами фотоиндустрии, например, компания Polaroid, не выдержали жесткой конкуренции и потеряли былую популярность. Среди производителей, выигравших цифро-аналоговую борьбу, можно назвать такие   известные японские компании, как Canon и Nikon.  На сегодняшний день эти компании занимают около 70% рынка и являются общепризнанными лидерами в этой области. Впрочем, на пятки им то и дело наступают Sony и Olympus, у которых в запасе тоже имеется немало идей и разработок, которыми можно удивить как любителей фотосъемки, так и профессионалов.

 Начало нового тысячелетия ознаменовано выходом двухмегапиксельных фотоаппаратов по привлекательным ценам. В 2001-2002 годах на рынке  цифровой  фототехники появляются доступные для непрофессиональных пользователей фотоаппараты,  снимки которых не уступают по качеству 35-миллиметровой фотопленке.  Благодаря уменьшению стоимости технологий производства цены на цифровые фотоаппараты значительно снижаются, а популярность по сравнению с пленочными камерами, наоборот, растет.

К концу  2003 года разрешение матриц было увеличено до  5 мегапикселей, а обилие фотоаппаратов с практически идентичными характеристиками ставило в тупик потенциального покупателя. Просто производители осознали   перспективность и прибыльность рынка цифрового фото и бегом кинулись завоевывать теплые места под   солнцем.  Впрочем, с выходом  цифровых  фотокамер на потребительский рынок  перед производителями встала новая задача. Теперь силы, некогда брошенные на стремительное совершенствование технические  характеристик, сосредоточили на других, не менее важных деталях, таких как удобство эксплуатации фотокамеры, эргономичность и совместимость с другими  цифровыми  устройствами. Ведь многим людям необходим не головокружительный набор последних технических достижений,  а надежность и удобство в эксплуатации, чтобы просто делать хорошие снимки,  печатать их, показывать друзьям и сохранять для потомков.

В результате работы над качеством полученных снимков светочувствительность матриц была увеличена до 400-800 ISO, а разрешение до - 15-20 миллионов пикселей. Также появилась возможность регулировать качество фотоснимка, функции редактирования, изменения резкости, контрастности и яркости  прямо в фотокамере без использования компьютера.  Кстати,  в последнее время даже у любителей фотосъемки формируется определенный «фотографический вкус» - многие начинающие фотолюбители при выборе руководствуются не только ценой и названием марки, но и обращают внимание на оптическую систему камеры и функциональность, не говоря уж о более продвинутых пользователях. 

В настоящее время уже никого не удивишь разрешением в 20 и более мегапикселей, скоростью съемки до 6 кадров в секунду, возможностью сохранения нескольких гигабайтов изображений на карту памяти, использованием нескольких форматов, многократным увеличением изображения и возможностью съемки на расстоянии  нескольких миллиметров от объектива. Технологии развиваются настолько стремительно, что новомодный сегодня "цифровик" устаревает всего за полгода, а на смену ему приходит еще более удивительный и многофункциональный. Посмотрим, что будет дальше!