Фотогалереи

Альбомы

Фотохудожница Оксана Таценко и ее винтажные шедевры
Фотопроект "Отражение"
"Давать Арбус камеру — всё равно что разрешить ребёнку играть с гранатой"
Галерея Энсела Адамса
Альфред Эйзенштедт - работы
Александр Родченко. Архитектура. Портреты.
Дмитрий Бальтерманц.Фотографии 1955-64 гг.
Дмитрий Бальтерманц. Фотографии 1940-45 гг.
Андрей Осипович Карелин. Виды Нижнего Новгорода. Портреты.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Архитектура
Ильдар Ямбиков. Природа. Храмы.
Эдуард Левен. Цветущие камни. Парящие острова
Владимир Клавихо-Телепнев " Путешествия"
Екатерина Белкина "Натюрморты"
Денис Должиков. Прага.
Фадеичев Андрей "Камчатка"
Борис Антонов "снимает для вечности"
Влад Антонов "скрытый потенциал вещей"
Фадеичев Андрей. "Зимний Крым"
Олег Ванилар Кара-Даг.
Природные явления. Торнадо.
Александр Курлович "Мир цветов"
Юлиана Волож "Точка зрения"
Фадеичев Андрей. "Горный Алтай"
Василий Сокорнов. Крым.

Василий Сокорнов. Крым.

Ландшафт был одной из первых тем для нового искусства — фотографии. Но в русской истории ХХ века все дореволюционное наследие художественной фотографии было забыто. Сейчас происходит его постепенное возвращение к зрителю. Предлагаем Вашему вниманию выставку одного из классиков русской ландшафтной фотографии, «певца Крыма» Василия Сокорнова (1867-1947).

Сегодня работы пейзажиста Василия СОКОРНОВА известны лишь узкому кругу, а ведь в свое время он был настолько заметной фигурой (и не только в фотографическом мире!), что его сюжеты печатались на почтовых открытках. Фотографирование природы началось сразу же с момента изобретения светописи, когда из путешествий, например, по Египту и Сирии, стали привозить первые дагерротипы.




Широкая публика с любопытством рассматривала полученные изображения, восхищаясь новым чудом техники, многие же деятели культуры не воспринимали фотографию как искусство и отводили ей лишь роль протоколирования действительности. Съемка вне павильона сопровождалась огромными техническими трудностями, поэтому такими работами занимались немногие фотографы.

Только ближе к концу ХIХ века, когда технологии получения фотографии упростились, что позволило достаточно легко проводить съемку вне павильона, у фотографов появилась возможность сосредоточить усилия на эстетическом осмыслении фотопейзажа. На рубеже ХIХ-ХХ веков ряд фотографов, в основном любителей, в пейзажной фотографии опирались на эстетику фотоимпрессионизма.

Они создавали обобщенные образы природы за счет использования мягкорисующей оптики и специальных методов позитивной печати, стилизуя полученную фотографию под рисунок или графику, при этом сознательно снижая документальность изображения. Такие фотопейзажи, как и живопись импрессионистов, вызывали много критических высказываний - широкая публика такие фотоработы воспринимала отрицательно.

Другая группа фотографов, использовавшая в своем творчестве последние достижения в оптике, создавала фотопейзажи, в основе которых лежал резкий оптический рисунок. Изображение в этом случае выходило подчеркнуто документальным. Так постепенно стало появляться некоторое понимание ценности документальной достоверности изобразительного средства.

Крымский фотограф-профессионал Василий Никандрович Сокорнов (1867-1947), работавший в фотографическом ателье в Алупке, использовал в своем творчестве исключительно фотографические изобразительные средства. Член Русского фотографического общества (Москва) с 1908 года, он принимал участие в ряде престижных фотовыставок. Его работы отмечены медалями на выставке в Париже 1900 года, на Международной фотографической выставке в Киеве 1909 года и других фотосалонах.
Крымский пейзаж всегда привлекал фотографов своей экзотичностью, и огрехи в создании художественного фотопейзажа нередко покрывались красотой окружающей природы. Этого нельзя сказать о работах Сокорнова, где гармонично сочетается высокое техническое мастерство с умелым воплощением задуманного художественного образа. С технической точки зрения его работы и сейчас вызывают восхищение.

Съемка на пластины больших размеров с последующей контактной печатью создавала удивительные по проработке деталей изображения. Великолепная позитивная печать фотографий, прекрасно сохранившаяся до наших дней, говорит о высоком профессионализме фотографа. А ведь свои работы Сокорнов делал для продажи туристам, то есть он их тиражировал! Фирменное серое паспарту с аккуратно наклеенной на него фотографией придает законченность произведению.

В художественном отношении его работы носят черты стиля модерн, господствующего во всех видах искусства начала ХХ века. Сочетание "фотогеничности" природы Крыма с художественным видением дает возможность фотографу создавать такие романтические пейзажи, которые подчас не уступают по силе воздействия аналогичным живописным работам. И часто сюжеты Сокорнова используются для почтовых открыток. Его фотопейзажи имеют строго продуманную композицию.

Он умел создать целостную композицию введением в изобразительное пространство, на первый взгляд, буквально незначительного элемента. Ряд интересных композиционных решений будет в дальнейшем использован известными фотомастерами. Василий Сокорнов не избежал увлечения некоторыми модными течениями того времени в псевдохудожественной фотографии.

Так, в погоне за удовлетворением общественного вкуса он создает серию фотографий, стилизованных под очень модное в то время ночное изображение, применяя различные технические ухищрения при съемке днем. В результате получаются чрезмерно красивые фотоизображения. Поэтому оценка его работ коллегами неоднозначна.

В рецензии на выставку в Симферополе 1914 года, где главенствующую роль играли фотографии в эстетике фотоимпрессионизма, отмечается, что "рядом с картинами Синягина помещены идеальные фотографии Сокорнова, но... фотографии". В его работах тогда увидели только высокоточную копию снимаемой природы, не разглядев в них духа художника.

Но не надо забывать, что в то время оценка фотографии велась с позиций эстетики живописи, и что подлинно фотографическая эстетика, основанная на документальности изображения, будет разработана позднее. После революции отношение к фотоискусству и, в частности, к фотопейзажу изменилось коренным образом. До середины 30-х годов пейзаж как жанр практически отсутствовал в советской официальной фотографии. Затем фотопейзаж стал составной частью политизированной фотографии.

"Советский пейзаж всегда может быть и партийным, и актуальным" - можно прочитать на страницах журнала "Советское фото" за 1934 год. Технически "современный пейзаж резок, четок, все возможности сильно закрученных диафрагм использованы, применены светофильтры - играет снег, несутся резвые облака, и - гамма тонов и полутонов". Одно время сюжеты Сокорнова снова используют для почтовых открыток.

В 1938 году "Крымгосиздат", использовав фотоспособ, массовым тиражом выпускает работы Сокорнова, сделанные еще до революции. На подъеме интереса к пейзажной фотографии он участвует в очень престижной выставке "Мастера советского фотоискусства" 1937 года. Дальнейшая борьба в пейзаже за идейное содержание, против того, чтобы была "природа абстрагирована, прикрашена, романтически искажена во имя подчинения формально-техническим задачам", привела к забвению творчества Сокорнова.

Сегодня, к сожалению, его работы известны лишь узкому кругу любителей исторической фотографии.

Следующий альбом

Фотохудожница Оксана Таценко и ее винтажные шедевры