Правило третей

Часто фотографы пользуются правилом третей, которое еще имеет название «золотое сечение». Суть его заключается в том, что надо мысленно разделить кард на трети так, чтобы образовалось девять квадратиков.

 

Главные объекты фотографии должны располагаться на пересечении этих линий. Т.е. если вы хотите сфотографировать какое-то здание, дерево, предмет, то располагайте его в одной из четырех точек пересечения линий. А если вы снимаете портрет крупным планом, то расположите глаза человека в такой точке кадра.

 

Многие камеры оснащены функцией включения вспомогательной сетки, которая отображается на экране фотоаппарата. Эта функция очень удобна, ведь она еще и помогает получить ровный горизонт. Но если в вашей камере ее нет, то не расстраивайтесь. Учитесь мысленно делить кадр на квадраты.

 

О том, как человек читает снимок.

Человек читает тексты слева направо. Поэтому и фотографии он обычно рассматривает в том же направлении. Зная эту особенность, можно использовать ее в художественном замысле будущей фотографии.

Например, если главный объект (человек или животное) в кадре смотрят справа налево, то у зрителя может возникнуть ощущение, что его взгляд направлен в прошлое. Это обычно расценивается как неуверенность, сомнения главного героя снимка. Иногда такие кадры получаются красивыми и интересными.

Но все же при обычной съемке лучше располагать объект так, чтобы он смотрел в будущее, т.е. слева направо. Любоваться такими фотографиями зрителю легче и привычней, они излучают уверенность и надежду.

 

Где лучше располагать объект?

Если соблюсти правило третей по каким-либо причинам невозможно, то не стоит располагать объект прямо по центру. Лучше слегка сместить его влево или вправо. Так снимок будет более интересным.

Но иногда, наоборот, следует расположить объект ровно посередине, например, чтобы подчеркнуть его симметричность, передать равновесие и спокойствие. Поэтому не стоит слепо следовать каждому правилу композиции.

 

Вертикальная или горизонтальная фотография?

Подумайте о том, как лучше расположить камеру. Если объект или сюжет помещается в горизонтальный кадр, то лучше сделать снимок горизонтальным. Но если объект или сюжет вертикален (например, башня, дерево, стоящий человек, какой-то вытянутый объект), то такой объект может поместиться в кадр не полностью.  Поэтому лучше в таком случае развернуть камеру вертикально. Какой бы кадр вы ни делали, не забывайте про «золотое сечение».

 

Выбираем ракурс

Благодаря удачно выбранному ракурсы снимок становится выразительным. И это неудивительно, ведь от точки съемки зависит восприятие фотографии. Один и тот же объект может можно показать по-разному. И для этого достаточно всего лишь чуть повернуть или наклонить (поднять) камеру.

Если вы не знаете, с какого ракурса снимать, то просто сделайте серию фотографий с разных точек съемки. И тогда вы сможете выбрать из нескольких снимков наиболее удачный.

Если вы будете постоянно соблюдать правила композиции фотографии, то в будущем их выполнение дойдет до автоматизма. Ваши снимки станут красивыми, выразительными и интересными, а вы будете фотографировать с легкостью, даже не задумываясь о том, как выстроить кадр. Благодаря наработанному опыту все будет получаться само собой.

 

Надо акцентировать внимание на снимаемом вами объекте, тогда успех фотографии будет обеспечен.

Но как это сделать? Как выделить главный объект в кадре? Это можно сделать, соблюдая правило композиции, о котором было уже сказано выше, а именно: правило золотого сечения. Также, чтобы привлечь внимание к объекту, надо убрать из кадра все лишнее, что отвлекает это внимание. Также подумайте о фоне, ведь он тоже может отвлечь зрителей от главного объекта.

 

Композиция: чем проще, тем лучше

Чем проще композиция, тем лучше и интересней получается фотография. Главный объект выглядит наиболее привлекательным, если он четкий и контрастный. В таком случае ему уделяется все внимание зрителя, а зритель может с легкостью рассмотреть все детали объекта.

Цвет главного объекта должен быть более насыщен, чем цвет фона. Выгодно смотрится размещение темного объекта на светлом фоне, а светлого - на темном. Главное, чтобы объект не сливался с фоном.

 

Если во время съемки вы не смогли убрать лишние объекты из кадра, то вы всегда можете сделать это с помощью кадрирования снимка на компьютере. Кстати, эта функция также есть и во многих камерах.

 

В заключение всего вышесказанного в этой статье хочется напомнить многим знакомую фразу: «Правила существуют, чтобы их нарушать». Поэтому подходите к процессу съемки творчески. Правила не должны ограничивать вашу фантазию. Если у вас есть веская причина нарушить правила композиции, то смело нарушайте. Но если таких причин нет, то делайте все согласно правилам.