Творческие задачи в фотографии требуют разного качества света. Для каких-то идей подходит жесткая игра света и тени, для других нужны мягкие тональные переходы. Это значит, что для вспышки потребуется рассеивающая насадка. Чаще всего используется два вида: софтбокс или фотозонт. Рассмотрим подробнее каждую из них.

Особенности фотозонта

2_prev.jpgФотозонт по своему конструктивному решению аналогичен обычному зонту от дождя. Разница в том, что на спицы натянута специальная рассеивающая или отражающая свет ткань. Зонты с золотистым или серебряным внутренним покрытием используют для работы на отражение. Серебряная ткань делает свет источника более холодным, золотистая – более теплым. Зонты с белой рассеивающей тканью — для работы на просвет. Существуют универсальные варианты фотозонтов, с которыми можно работать на просвет и на отражение.
Фотозонт хорош тем, что занимает мало места и стоит недорого. Угол рассеивания света у него больше, чем у софтбокса такого же размера, это дает возможность осветить гораздо больше пространства. Еще одно преимущество – совместимость с моноблоками всех производителей благодаря универсальности крепления, в отличие от софтбокса. Также зонт позволяет контролировать качество света. Если расположить его ближе к источнику, свет станет более жестким, дальше от источника – более мягким.
Основной недостаток фотозонта заключается в том, что возможности фотографа контролировать рассеивание света ограничены. Из-за этого возникают паразитные блики, «обратная» засветка, снижение контраста снимка. Частично этот недостаток можно компенсировать, если использовать зонт-софтбокс с задним черным чехлом.
Свет фотозонта сложнее изолировать при работе с несколькими источниками. Если помещение небольшое, то поток света от основного источника в виде фотозонта будет перемешиваться с фоновым источником света.
Блики от фотозонта в глазах модели при съемке крупного портрета выглядят некрасиво, как колеса со спицами, так же как и блики на глянцевых вещах при предметной съемке. Поэтому кондитерские изделия с глазурью, косметику, крупный портрет лучше снимать с использованием другой насадки.

Особенности софтбокса

3_prev.jpgСофтбокс – это закрытая конструкция, состоящая из двух элементов – отражателя и рассеивателя. Бывают разные формы насадки: октобоксы в виде восьмигранника, квадраты, прямоугольники, узкие полоски — стрипбоксы. Форма насадки подбирается под конкретную творческую задачу. Например, самый красивый блик в глазах модели при съемке крупного портрета дает октобокс, благодаря своей форме. Стрипбокс дает возможность красиво подсвечивать силуэт узкой полоской света.
В качестве рассеивателя в софтбоксе может быть использован пластик или ткань. Софтбоксы с пластиком хороши для макросъемки, так как текстура рассеивателя становится незаметной, а свет однородным. Строгая геометрия формы создает снимку ровные края. Удобно его применять и для съемки с использованием жидкости, так как пластик легко отмыть.  
Контролировать угол рассеивания потока света от софтбокса проще, чем от фотозонта. Особенно если использовать софтбокс со шторками, который создает более узкий и направленный поток. Управлять качеством света можно, если софтбокс оборудован несколькими рассеивающими экранами. Снимаем дополнительный экран и свет становится более жестким. 
Недостатками софтбокса являются размер, вес и стоимость оборудования. Это большая, тяжелая и дорогая насадка. Еще один недостаток связан с тем, что крепление софтбокса не является универсальным. Работать с насадкой одного производителя и моноблоком другого не получится.

Автор: malikova_yulia (Маликова Юлия Валерьевна)