Камера Panasonic G1 открывает новое направление в цифровой фототехнике.


Весть о новинке может вызвать две реакции: недоверие или интерес. Недоверие связано с предрассудками, с прошлым опытом. Но, скорее всего, скептики не держали в руках не только G1, но и вообще камеру 4/3. Является ли уменьшенная матрица слабым звеном? Для любительской системы вряд ли. Уровень шума приближается к матрицам APS-C. Есть ли выигрыш в размере аппарата (что теоретически может обеспечить стандарт 4/3)? До выхода G1 отличия были малозаметны. Стандарт микро 4/3 подтверждает на деле выигрыш в массе «тушки» и оптики.

«Микро четыре третьих»

Что это за зверь такой -- стандарт «Микро четыре третьих», с чем его едят, зачем он нужен? Обычный «Четыре третьих» обещал нам уменьшенный размер сенсора, более лёгкие объективы и более компактные камеры. Нужно признать, что обещание не выполнено! Камеры 4/3 по размеру мало чем отличаются от цифровых APS-C зеркалок. Объективы ненамного легче. А характеристики сенсора чуть ниже, чем у APS-C. Микро 4/3 должен стать ответом на первую неудачную попытку. Размер, вес всё это будет, но придётся идти на ограничение. Основное -- это отказ от зеркала, т.е. все камеры микро 4/3 будут не зеркальными, а компактами, как мы привыкли их называть. Компактами с большой матрицей в половину 35 мм плёночного формата. Не этого ли так долго ждали фотолюбители?
Техническая справка. Диаметр крепления объектива микро 4/3 на 6 мм меньше, чем у 4/3. Нужен адаптер, чтобы использовать оптику 4/3.
Расстояние от объектива до сенсора уменьшилось вдвое (возможность применения плёночной дальномерной оптики). В сравнении с 4/3 у микро на два электрических контакта больше.
Камера Panasonic G1 — первая ласточка в семействе. Компактная, лёгкая, если рядом поставить зеркалку. Но больше, чем многие компакты того же Панасоника. Олимпус уже показал муляж будущей новинки «микро 4/3» -- с виду обычная мыльница, объектив плоский «пирожок». Качество картинки оставит позади любой компакт.
Спецификация Микро 4/3

То, что хорошая камера должна быть с зеркалом -- предвзятость. Есть дальномерки, шкальные камеры, которые хороши и без зеркала и отлично решают свой круг задач. Визирование по электронному экрану -- дело привычки. Для каких-то видов съёмки матовый экран необходим, но совсем для немногих. Качество экрана и видоискателя на порядок выше, чем то, что вы могли видеть на цифровых компактах. Может ли Панасоник сделать серьёзную камеру? Цифровик -- сложное электронное устройство. Развитие фотосистемы -- прежде всего, достижения полупроводниковых технологий. Панасоник стоит на передовой электронной промышленности. А традиции частично перенимаются от ветерана камеростроения -- Лейки. Это видно по маркировке многих объективов Панасоника, по дизайну корпусов.
Цель данного материала -- поделиться небольшим опытом работы с новинкой, высказать впечатления. Это не доскональный обзор. Популяризация системы 4/3 должна проводиться её пользователями. Интересные, техничные кадры фотолюбителей будут лучшим доказательством жизнеспособности камеры. В Сети уже есть русскоязычный клуб 4/3, где представлена галерея участников.

-1/3 EV, 200 мм, ISO 125

G1 не является ни привычным компактом, ни зеркалкой. Это модель нового типа -- микро 4/3. Во вставке есть пояснение к данному стандарту. Камера вобрала в себя особенности как зеркалок, так и компактов. Недостатки и достоинства. Создатели стандарта стремились, прежде всего, к качественному изображению и компактности аппарата. Хорошая камера -- это хорошая картинка. Фотоснимок -- это факт. Не стоит делать акцент на наборе функций, эргономике, разных примочках, отвлекающих внимание. Главное картинка и... перспективность.
Перспективность в чём? Надёжность денежных вложений, развитие. Надёжность вложений обеспечивается не камерой, а в объективами. На рынке цены на оптику стабильны. Цифровая камера через несколько лет станет экспонатом в музее, обесценится. Panasonic G1 работает с любыми объективами! От собственных Люмиксов до сверхдорогих Леек, Никонов, Кэнонов и т.д. Весь ассортимент оптики, который у вас есть будет работать с G1. Таким свойством обладает не только G1, но и все камеры 4/3. Оптическое качество можно позволить себе высочайшее. При этом не привязываться к определённой системе. Доступно это счастье с помощью адаптеров. Захотите попробовать рисунок старого Пентакса -- без проблем. Хочется моноклем поснимать -- находим переходник М42 и переделанный Гелиос. Уникальные возможности. В Сети уже есть русскоязычная статья, где G1 изображена с Индустаром, Гелиосом, мехами. Всё это работает, снимает. Старая оптика получает вторую жизнь.

G1 с адаптером на Никон
 

Рядом второй объектив 45 — 200.

Кадрирование по электронному видоискателю, по ЖК экрану считается менее удобным для оперативной съёмки. В репортаже G1, возможно, проигрывает зеркалке с матовым стеклом. ЖК экран и электронный видоискатель высочайшего качества. Впервые автору встречаются такие. Весьма чёткие, быстро обновляются. Экран большой, три дюйма. Солнечным днём всё видно. Есть датчик переключения экран-видоискатель. Подносишь камеру к глазу, включается видоискатель. Вы пробовали фокусироваться вручную на цифровых зеркалках, например, любительских? Бракованных картинок большинство. На G1 вся сторонняя оптика фокусируется вручную. Процесс происходит быстрее, удобнее, чем по матовым экранам современных зеркалок. При невысокой освещённости уже не помогут проверенные экраны с клиньями и микропризмами, будет сдавать автофокус. В этих условиях G1 вручную можно сфокусировать. Видеосигнал на выходе усиливается и картинка более яркая. Видны детали, которые через матовое стекло не различимы. Точность ручной фокусировки высокая, что проверено автором на Самилюксе с открытой диафрагмой (f/1.4). Глубина резкости несколько сантиметров, а главная деталь оказывается всегда в фокусе. Для сюжетов, не требующих быстрой реакции, электронный видоискатель и экран имеют перед матовым стеклом преимущества!
Ракурсы, ракурсы! Потенциально их выбор богаче, чем при съёмке зеркалкой. Экранчик поворотный можно поднять камеру над головой, опустить к поясу, к ногам. Как вам угодно! Для фокусировки можно задействовать любую часть кадра. На экране видно 100% площади будущего снимка -- для зеркалки это роскошь. Эффективность автофокуса на уровне зеркалок (особенно, когда включена предварительная фокусировка).
Управление у G1 специфическое. Есть фотографы, которые не меняют систему только из-за привычки к управлению. Кнопки на других местах -- работать как бы невозможно. Отговорка. Привыкнуть к управлению Панасоником легко. Для быстрой установки параметров служат многие кнопки, колёса, рычажки.
Камера меньше любой зеркалки. В линейке микро 4/3 модели будут ещё меньше. Тогда и оптика должна соответствовать массе. Размер G1 можно назвать оптимальным.
Энергопотребление настраивается. Это всевозможные времена «засыпания», отключения дисплея, переключение на видоискатель и пр. Снять на заряде можно 300-400 кадров.
В G1 нет возможности записывать видео. Даже самое простое. На выставке PMA 2009 представитель Панасоника объяснил в интервью, что на рынок хотели выпустить продукт с качественной поддержкой данной функции. Сенсор G1 не достаточно быстрый. В новой камере микро 4/3 -- Panasonic GH1 реализована поддержка видео высокой чёткости. Модель уже для другой публики: видеожурналисты, вещательные компании, продвинутые видеограферы. В наследнике G1 поддержка видео появится. Это будет не HD формат, а что-то попроще. Однако, выгоды большой матрицы останутся.
Нелохо G1 чувствует себя в студии. Можно устанавливать синхронизатор, внешнюю вспышку. При этом допустимая выдержка автоматически ограничивается значением 1/160 с. ЖК экран будет плохим советчиком, когда используется пилотный свет. Температуру вспышки можно задать в Кельвинах, а при кадрировании будет жёлтый оттенок.

Summilux 25 мм, f/5.6

В G1 применяется механический затвор. При спуске слышен щелчок, как на зеркалках. В выключенном состоянии затвор взведён. Когда меняется объектив, внутри переливается разными цветами матрица. Велика вероятность, что пыль посягнёт на чистоту сенсора. При включении камеры ультразвук почистит матрицу. Автор активно менял оптику, но следов пыли на изображении не заметил.
При просмотре снимков гистограмма показывается по трём каналам: синему, красному, зелёному. Убедиться в верности экспозиции не составит труда. На зеркалке привычным будет найти кнопку предварительного просмотра глубины резкости. На G1 такая функция тоже имеется. Кнопку Fn можно запрограммировать. Типовые наборы параметров можно сохранить в память, активировать, в последующем, поворотом диска режимов.
Наличие рифлёных дисков в управлении оставляет приятные впечатления от взаимодействия с аппаратом. Корпус пластиковый, поверхность на ощупь резиновая.

29 мм

Изображение

Качество картинки зависит более чем наполовину от оптики. Остальное -- экспозиция, свойства матрицы, формат файла, настройки самой камеры, конвертер на компьютере.
В режиме мультизамера при съёмке пейзажа экспозиция часто завышается на пол-ступени. Скорее всего, мультизамер сработал как средневзвешенный -- тёмная центральная часть обманула электронику. При съёмке в сырой формат проблем это не вызывает. Автор выставлял постоянную поправку в минус 1/3 ступени.

14 мм
 

200 мм
 

14 мм, формат 16:9

Объективы заслуживают отдельного разговора и статьи. Доступны сейчас: штатный 14 -- 45 мм, теле 45 -- 200 мм. Оба стандарта микро 4/3, оба с оптическим стабилизатором. Класс объективов примерно одинаков. Люмикс 45 -- 200 покупается отдельно, поэтому дороговат. Оптические свойства исключительные. Снимался весь материал в сырой формат. С jpeg картинка может выглядеть мягче. Резкость отличная по всему полю кадра. Хроматические аберрации случаются на контрастных сценах. Они не очень заметны, при желании легко исправить на компьютере. Для тех, кто не любит заниматься обработкой снимков, в jpeg коррекция аберраций происходит автоматически. Штатник лёгкий и маленький, теле -- побольше. Объективы близки по картинке к профи классу. Оптический стабилизатор удивляет! При съёмке с рук на 14 мм кадр на выдержке пол-секунды ещё приемлем.

31 мм
 
Автоматический баланс белого плохо распознаёт лампы накаливания, картинка уходит в жёлтый. При недостаточном освещении возможна недодержка на ступень.
Panasonic G1 мультиформатная камера. Автор активно менял пропорции кадра, съёмка велась в РАВ. Для пейзажей часто выставлялось отношение сторон 16:9, для портрета 4:3 (задействована вся матрица). Весьма удобно.
Резюмируем ключевые особенности Panasonic G1:
  1. Мультиформатность при съёмке в РАВ.
  2. Возможность присоединить любую оптику через адаптеры.
  3. Точная ручная фокусировка.
  4. Очень чёткая картинка на дисплее, в видоискателе, быстро обновляется.
  5. Малый размер корпуса, штатного объектива.
Хотелось бы видеть в будущем больше объективов микро 4/3. Автофокусных фиксов, светосильных зумов.
А с собой в ближайшее путешествие в Крым автор берёт Panasonic G1. Остаются дома килограммы зеркальной техники. Ни к чему. Лёгкая G1 с портретом, пейзажем или репортажем отлично справится.

-1/3 EV, 45 мм
 

-1/3 EV, 14 мм

Arum

У нас Фотоаппараты Panasonic по хорошм ценам! Panasonic DMC-FZ38 ( DMC-FZ35 ) - 345$ Panasonic Lumix DMC-FT10 (red) TS10 - 299$ С Уважением,Интернет Магазин ARUM (044)383-34-02; (044)383-34-07; (096)501-32-01 (050)295-35-48 (063)122-64-00

18 апреля в 02:04